Случаи из педагогической практики на острове Рикорда,..

…или трилогия вопросов: «Дети – заложники амбиций родителей? Кто виноват? Что делать?»

Часть 1.

Предисловие.

В мире нет ничего случайного. Случайность – это непроявленная закономерность. А если их несколько, этих случайностей? Тогда уже необходимо срочно разбираться, чем неслучайны эти «случайности».

Сначала тема детских лагерей (про нас) появилась на vl.ru, затем «Владмама», потом личный блог мамы Влада, и опять, уже ставшая почти родной, «Владмама». А совсем недавно люди, которые хорошо знают и меня и дело, которым я занимаюсь, упомянули в отношении нашей работы с детьми слово «секта». Как говорят дети: «Вау!» Тема обозначена, поговорим о жизни.

1. Дети – заложники амбиций родителей?

Для того, чтобы узнать о чём возмущаются все пишущие о нас в негативе, пришлось залезть в свой лагерный «Кондуит» (помните знаменитую детскую книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»?). Итак, начнём…

1. 2010 год, 1 смена, Андрей.

Старший брат этого мальчика 3 раза был у нас в лагере, много новых впечатлений, никаких претензий со стороны родителей к нам не было. В этот раз мама Андрея решила выплеснуть на нас свои какие-то нерешённые проблемы – во время звонка на остров стала требовать у меня в категоричной форме, чтобы я дал ей поговорить с сыном.

– Причина Вашего требования? Вы подписывали договор, в котором ясно читалось, что детям телефоны не даются.
– Я должна знать, что с моим сыном всё хорошо.
– С Вашим сыном всё хорошо.
– Я должна это САМА знать и слышать сына.
– Я дам Андрею телефон только при условии, что вы его заберёте домой.
– Давайте.

Парень прослезился, когда мама ему сказала, что он поедет домой. Самое интересное, что папа приехал на своём катере за Андреем только через 4 дня. История из серии родительских приколов: «Мне плохо, а ты хочешь чтобы тебе было в это время хорошо? А ни ши-ша!!!»

2. 2011 год, 1 смена, Настя.

История, которая непонятно как освящена на «Владмаме». Версии от первых лиц.

Версия руководителя. За 2 дня до начала второй смены, я проводил родительское собрание. С острова мне позвонил Максим Дмитриевич (он исполнял роль руководителя вместо меня), и сообщил, что Настя жалуется на боли в животе, а где именно, ничего конкретного сказать не может.

Полную диагностику на острове не сделаешь, решение только одно – вывозить Настю в город. Через 20 минут катер уже вёз девочку во Владивосток. На пирсе мы её с родителями встретили, и начали кататься по больницам. Детская городская на 1-ой Речке – не приняли «отсутствие оснований для госпитализации». 1000-коечная на 2-ой Речке – тоже не госпитализировали, и опять же «отсутствие оснований для госпитализации». Родители отвезли Настю домой. Как я думал, история закончилась. Однако она всплыла на «Владмаме».

Версия мамы Насти. Ребёнок «загремел» в больницу с простуженными почками, потому что Настя 3 дня лежала на острове в палатке с большой температурой и сильными болями в почках и на неё никто не обращал внимания. А ещё в соседнем палаточном лагере «Новые впечатления» был врач, а руководитель «тигрят» не обратился за помощью к нему. И апофеоз сочинения – когда руководитель уехал в город на катере готовить 2-ую смену, то не взял с собой больную Настю.

Инструктора – прочувствуйте полёт фантазии, учитесь сочинять триллеры у профессионалов! И эту, мягко говоря, неверную информацию, люди читают уже в течение 3 лет.

3. 2011 год, 2 смена, Никита.

«С условиями проживания и правилами техники безопасности оздоровительной программы-похода ознакомлены, сотовых телефонов наш ребёнок на остров не взял, за нарушения несем полную ответственность.»

Под этими словами, папа Никиты, военный, поставил свою подпись. Однако это не помешало ему нарушить своё слово и засунуть сыну в трусы сотовой телефон. Кстати, Никита, подписал такой же договор.

Этот случай из области как папы воспитывают честность в своих сыновьях. Опять же чисто риторический вопрос: «Не доверяете нам, зачем ребёнка запихивать в лагерь?»

4. 2012 год, 1 смена, Влад.

По поводу пребывания этого парня на острове выпущено миллионы стрел и тысячи копий, почти 100% читающих блог мамы Влада жаждали моей крови, и как минимум распятия. Эмоции женщин, в нужных для них моментах – страшная сила!

Если же посмотреть на факты, то они все выложены в «Тетрадке штрафников»: 16 штрафов за смену — от нецензурных выражений до попытки подпалить лица ребятам, сидящим на камушкам камина у костра с помощью спрея.

Случай из серии, когда ребёнок хочет добиться родительской любви любыми способами, даже с возможными трагическими исходами.

5. 2013 год, 2 смена, 2 брата, Арсений и Владислав.

Как выяснилось уже в лагере, младшего, Владислава, должны были положить в больницу, в кардиологию – у мальчишки было больное сердце. Папа на собрании об этом ничего не сказал. Так как у нас на острове отсутствует кардиологическая лаборатория, то, естественно, Максим Дмитриевич организовал катер и вывез братьев.

Случай из серии «Я же говорил, что все педагоги обманывают и ни на что не способны». Пускай проверял бы папа этот свой гвоздь в голове на себе, дети – то причём? Типа объект исследования?

2. Кто виноват?

Счастливыми и гармоничными детей могут сделать только счастливые и гармоничные родители. Если папа говорит «Будь честным, сынок!», сам засовывает ему в трусы сотовый телефон, то навряд ли следует ожидать от этого мальчишки честных поступков. А мама Насти, сама того не подозревая, ломает своей дочке жизнь, показывая как можно пренебрежительно относиться к мужчинам и руководителям. И дочка через 30-40 лет будет задавать себе всё один и тот же вопрос: «Почему у меня до сих пор не складывается личная жизнь?»

Тема, которая сейчас обсуждается, одинаково важна для всех, несмотря на семейный статус, наличие детей, их отсутствие или перспективу их появления. Потому что мы все, так или иначе, сами тоже дети. У нас есть еще много не решенных проблем «родом из детства». И мы зачастую не можем никак начать строить конструктивные отношения. Многие наши сегодняшние проблемы, на самом деле — проблемы нашего детства, поэтому мы, как ни странно это звучит, должны как бы довоспитывать себя, долюбливать и довыращивать на протяжении всей жизни. Даже если наши собственные дети уже выросли, или их пока еще нет, то в отношении самих себя нужно получить эти важные знания.

3. Что делать?

Получать Знания в воспитании своих детей. Позвольте лишь вкратце озвучить 5 принципов позитивного родительства.

Первое — ты можешь быть другим (в том числе отличаться и от родителей).
Второе — ты можешь совершать ошибки.
Третье — ты можешь выражать негативные эмоции.
Четвертое — ты можешь хотеть большего.
Пятое — ты можешь сказать «нет», но последнее слово за родителями.

Основательно и подробно вы можете узнать о ведической педагогике в книге Руслана Нарушевича «Дети с небес». Книга находится в нашей библиотеке. А вот главу «4 принципа воспитания» я приведу здесь полностью.

4 принципа воспитания

В Ведах говорится, что в этот век Кали начинают потихоньку убывать, исчезать четыре очень важные для воспитания детей принципа.

Первый — это милосердие. Милосердие в отношении детей проявляется одной-единственной фразой: «Он же маленький». Наоборот, немилосердность в Кали-югу проявляется главным образом в том, что только свистни где-нибудь что ребенок — «индиго», его тут же сделают вундеркиндом, досрочно повзрослевшим. Его куда-нибудь засунут для усиленного развития, чему-нибудь начнут обучать, пичкать и так далее. То есть, нет понимания относительно него, что он маленький. Раз ходит на горшочек, значит, пора в садик. Если говорит, значит, уже врет. Если врет, значит, нужно наказывать. Появляются совершенно безумные схемы на опережение развития детей, что не позволяют ребенку побыть маленьким. Это то, чем наиболее опасна теория детей-«индиго». Возможно, это мое индивидуальное мнение, я не склонен никому его навязывать. Но с точки зрения ведической педагогики нет ничего страшнее, чем объявить ребенка досрочно взрослым или очень продвинутым. С этого момента начинается самое страшное.

Во-первых, он лишается преимуществ отношения к себе, как к маленькому. Во-вторых, у него отнимают возможность свободно, легко двигаться вперед, развиваясь согласно своей индивидуальной скорости развития психики. Да, он может быть интеллектуально очень развит. Он, может быть, даже гнет ложки взглядом и двигает мыслью табуретки. Но при этом он не чувствует себя эмоционально более защищенным. Раньше восемнадцати лет ни один ребенок еще не справился со своими эмоциями. Даже если обладает мистическими сиддхами, экстрасенсорными способностями, способностями телепортации, левитации, видит ауру и т.д., он должен быть защищен эмоционально. Он должен иметь тепло, любовь, заботу. Его «вундеркиндность», его «индигность» не освобождает родителей от необходимости заботиться и относиться к нему с милосердием, как к маленькому ребенку.

Вторая составная, которая исчезает в этот век, Кали-югу — аскетизм. Аскетизм — это способность жертвовать чем-то, жертвовать бескорыстно, т.е. не для того, чтобы потом эксплуатировать. Сейчас мы жертвуем, а завтра будем упрекать: «Мы тебя нянчили, растили». Нужен естественный аскетизм, понимание, что ребенок — это не лужок с цветочками. Вот он опять упал в лужу, а мать только что одела новые штанишки, собираясь идти в гости. Осталось пятнадцать минут, а надо идти, переоде-вать. Хочу спросить — и что здесь такого? Почему его надо трясти, как поросенка? Почему бы в гостях, когда он начинает в очередной раз делать попытки унести дорогой мобильный телефон хозяина в ванную комнату и проверить его на водонепроницаемость, вместо того, чтобы, так сказать, наслаждаясь светским политесом, продолжать беседу, не встать и не дать ему взамен другую игрушку? Не принято. Вот тут включается: «Ну, он же маленький! Ну, что такого? Пускай делает, что хочет».

Чистота — еще одна составная, которая исчезает. Веды утверждают, что качество чистоты главным образом связано с контролем сексуального желания. Сексуальное желание рассматривается в Ведах как первый принцип эксплуатации живых существ. Чистота в семье означает, что нет склонности решать свои проблемы за счет ребенка. Веды говорят: если вы не хотите брать ответственность за детей, тогда не вступайте в половые отношения.

Следующий принцип — правдивость. Иногда его понимают так, что ребенку напоминают, что он маленький. Он уже может давно повзрослел, но ему рассказывают, что когда он был маленький, с ним случился казус в кроватке, и этим «казусом» он стал рисовать на стенке. Возможно это настолько трогательное воспоминание о его прошлом, что на каждый день рождения до его старости ребенку будут рассказывать этот эпизод. Но, к сожалению, за всю его жизнь не будет сказано ни слова о том, что он на самом деле является духовным существом, частицей Бога, что его родина находится в духовном мире. Не узнает он и о том, что имеет, оказывается, тонкое тело и пришел в этот мир из других областей Вселенной. Оставаясь в неведении относительно всего этого, он на протяжении миллионов лет, миллионов жизней будет вынужден мучительно переживать рождение, старость, болезни и смерть.

Поэтому Веды утверждают, что главный критерий квалификации, чтобы стать родителем состоит в том, что можно брать на себя ответственность за чужую жизнь, только если мы можем избавить это живое существо от круговорота рождений и смертей. Поэтому родители должны постараться понять свою природу, попытаться понять природу ребенка. Если они не могут ее понять, по крайней мере, необходимо смириться с тем, что он другой, справедливо полагая: если я его не могу понять, то не нужно подавлять его природу раньше времени, а нужно помочь ей раскрыться. Нужно помочь ребенку понять свою духовную природу, понять свое положение в этом материальном мире, объяснить причину страданий в этом мире и как вернуться на свою изначальную родину — в духовный мир. Если ребенку не сказано ни слова обо всем этом, то это огромное упущение. По крайней мере, необходимо объяснить ему, где искать знание, которое сполна ответит на все его вопросы о смысле жизни. В этом состоит самый высокий принцип в воспитании. Он является высшим пределом воспитания детей в благости. Таким образом, нужно воспитать ребенка так, чтобы он получил знания, как избежать главных страданий, которые перечисляют Веды: рождение, старость, болезни и смерть.

Эпилог.

Вопрос: «Чем можно убить муху и президента?»
Ответ: «Газетой».

Этот ответ был актуален лет 30 назад. Сейчас к слову «газета» добавилась фраза «и в первую очередь Интернет». Ну, а уж с помощью Интернета можно сформировать любое общественное мнение – естественно из тех граждан, кто не думает своей головой. И вот тут-то встаёт вопрос о вере – ВЕРЕ в людей и ВЕРЕ людям. Но это уже другая история…

P.S. Я спокойно возьму снова в лагерь и Влада, и Никиту, и Настю. И возьму Семёна Александровича, который в первый же день нахождения на острове с вызовом заявил всем в кают-компании, что такой сладкой молочной рисовой кашей с изюмом и курагой у него дома «даже собак не кормят». А парнишка, который в прошлом году при всех ребятах назвал чудесный завтрак «дерьмом», за прошедшие полгода, каким-то образом сделал переоценку приоритетов и теперь он имеет другое мнение по поводу завтраков на Рикорда. Причём искреннее мнение, так как этот парень собирается к нам в лагерь опять. Самостоятельно и по большому личному желанию.

С Любовью и Благодарностью, С.П.

Эта запись опубликована в рубрике Записки руководителя.

Добавить комментарий