Экстремальные гонки 2004

Вторые горные экстремальные гонки, Китай, провинция Чунчин ши, город Вулонг, 10—11 июля 2004 года.

«Дело не в дороге, которую мы выбираем;то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу»

У нас за плечами первый день соревнований, 69 км пути, пройденных за 6ч 29мин 27сек и 5 место среди 22 команд. И Гонконг опять впереди, 4 место, завоёванное за 6ч 28мин 05сек. Мы отстаём от них на 1 минуту 22 секунды.

По сравнению с прошлогодними соревнованиями уровень команд значительно повысился. В 2003 году команда из Приморья заняла 2 место, уступив по сумме двух дней команде Гонконга всего 3 минуты. А сейчас мы отстаём от лидера, команды outdoor club Бейджина на 16мин 34сек. Второе место тоже за командой Бейджина – 6ч 13мин 39сек. Третьими пришли хозяева – команда Вулонга, со временем 6ч 16мин 05сек…

Для местных жителей гонки CHELLENGER являются праздником, поэтому не стоило омрачать его хмурыми лицами. И сорокалетний бородатый дядя оторвался на полную катушку. На крики китайцев: «Цая, цая!» («давай скорее, давай, вперёд!») я отвечал улыбкой и знаками предлагал китайской малышне, стеной стоящей вдоль обочин, хлопнуть рука об руку в знак дружбы и взаиморасположения. И если ребёнок принимал моё предложение, то болельщики взрывались овациями восторга, а Света, бежавшая рядом, ворчливо подмечала: «Не пугай детишек».

На финише группа обеспечения сразу же поднесла нам питьевую воду, бананы. Я развёл руками, и совместил в одной фразе два языка: «Хот ца» (горячий чай). Мальчишка сразу же стал извиняться: «Ай эм сори, ай эм сори». Ну, что же, попьём чай в номере, и вспомним, как всё начиналось.

«Мечты страшны тем, что они сбываются»

Мы, стремящиеся изо всех своих физических и душевных сил попасть на эти соревнования, добывшие деньги на эту поездку, просочившиеся сквозь все овировские препоны по получению загранпаспортов, выигравшие 6 июня в отборочных состязаниях право приехать в Вулонг – мы в первый же день соревнований ощутили всю прелесть нашей мечты.

Для меня первый холодок волной прокатился по всему телу ещё во Владивостоке, когда в мои руки попал листочек с положением о гонках. Это был приговор моей спокойной размеренной жизни. Но «охота пуще неволи», и начались тренировки, порой изматывающие до остекленения глаз. Желание тренироваться не  пропало даже после травмы ноги, полученной 2 апреля. Тогда, во время пробежки, кусок баночного стекла, заваленный свежевыпавшим снегом, но злобно притаившийся в кучке сотоварищей, вываленной на дороге перед карьером чьей–то «доброй душой», распорол правый кед и глубоко проник в ткани.  4 дня щадящего хромания – и вперёд, к вершинам Вулонга.

Вторая волна неизбежных ужастиков прокатилась 9 июля, когда после оглашения Оргкомитетом окончательно утверждённых дистанций соревнований, Красный рёк: «Там мы все и умрём». Я оптимистично осведомился: «Саша, узнай, пожалуйста, за чей счёт будет производиться доставка тела на родину?». Услышав этот вопрос, все находящиеся в конференц-зале заулыбались. Напряжение, витающее в воздухе, спало, но всем был ясно, что к первому месту будет вести далеко не лёгкая дорожка.

 10 июля, первый день соревнований.

Ливень, с раннего утра ливень. Отмены не поступало, и мы в 7:30, в полной экипировке спустились завтракать. Запихивая в топку горючку на предстоящий нелёгкий день, и поглядывая через стекло ресторана на стену воды, ниспадающую сверху, мы утешались мыслью, что хоть не только одним российским подданным придётся принимать на дистанции душ.

За завтраком поступила информация о том, что начало церемонии, сдвигается на час. И то хорошо, есть хоть времечко завязать жирок, который нам сегодня ох как понадобится.

За время дополнительного часа ожидания ливень уменьшился до размеров средней мороси. Повода для второго тайм-аута не оказалось, и все команды были приглашены поучаствовать в соревнованиях.

Церемония открытия соревнований была шикарной: танцы драконов, приветственные речи отцов — руководителей, торжественная клятва судейской коллегии и последние предстартовые минуты. Всё хорошо, да вот только видеокамера у Анатольевича отказала – влажный тропический климат сделал своё «мокрое» дело. Небольшой мандраж в рученьках – ноженьках (не заснятый на в/камеру) сразу же закончился при старте. Звук выстрела стартового пистолета подействовал на нас как ушат холодной воды, вылитый на разгорячённое тело, как приказ, обрубающий все лишние чувства, мешающие выполнению основной задачи.

А эта задача началась с 20-километрового велокросса. Затем изнурительный 8-километровый кросс через горный перевал к озеру – водохранилищу. На этом этапе я впервые увидел рыдающие от перенапряжения лица участниц других команд. Пытаясь хоть как-то ободрить наших потенциальных соперников и соперниц, я им улыбался. Доброй улыбки не жалко, лишь бы на пользу пошло.

С перевала открылся шикарный вид на озеро, и о, дьявольщина, на первые отходящие от берега лодки. Быстрее, быстрее! Хватаем на пирсе перекусы, кидаем их на дно лодки, влетаем в спасжилеты, десантируемся на борта лодки и начинаем движение вперёд. Первые 10 минут мы юлили как «маркитанская лодка», но русское мастерство всё-таки победило малогабаритные китайские стандарты лодочки, и мы со Светой бросились догонять далеко ушедших вперёд наших ребят. И догнали, и перегнали, и пролопатив 15 км по ровной воде, пришли на 80 метров впереди наших.

Оставив лодку у кромки воды, выбираемся на берег для прохождения очередного этапа «крутоподъёмное мокрое глинолазание». Прокарабкавшись по вертикали метров 100, пытаюсь наладить связь с Красным и кричу вниз: «Саня, вы где?». Ответ, немного приглушённый дальностью объекта связи, но всё-же довольно отчётливый, приходит почти сразу: «Мы идём!». Бодрость в голосе есть, значит, переноской пострадавшего сегодня заниматься не будем.

Преодолев по вертикали расстояние, примерно равное уже пройденному, мы со Светой, в ожидании наших ребят, сиротливо пристроились в уголке станции канатной дороги. 670 метров троллея на такой высоте уже впечатляет, когда ты просто смотришь вниз. А когда летишь? Особо долго терзаться в неведении не пришлось – подбежали Володя с Сашей, и мы готовы к дальнейшему продвижению.

Первым моим желанием было сделать фото во время полёта. Второе желание не хотело повтора прошлогодней ошибки Исаева, когда Лёша разогнавшись на канатке, при остановке заехал коленкой себе в челюсть. Второе желание победил. И амортизация о мягкий и большой матрац прошла удачно. Скучающий без нас на этом берегу Солдатов показал дорогу нашей «двойке» до входа в волшебную «сим – сим». Дождались вторую командную половину «летунов», и наша четвёрка юркнула в пещеру, навстречу прохладе и сказочному царству подсвеченных сталактитов, сталагмитов и сталагнатов. «Красиво!» — пожалуй, это единственное, что пришло мне на память во время 2-километрового пробега по пещере. Остальные слова, подходящие для такого случая просто куда-то улетучились из головы. И не удивительно, ведь за плечами уже 44 км трассы, а впереди ещё 25.

Выскочив на свет божий, мы рванули по 6-километровому серпантину вниз, к реке. Ноги ватные, но ходу, ходу! Здесь нас уже ожидали всё те же малогабаритные двухместные лодочки и сплав по реке Вужанг, притоку Янцзы. Этот этап не был насыщен крутыми водными препятствиями. Но валы и «поганки», гасящие скорость нашего судна почти до полной остановки, изобиловали на всём 15-километровом пути. Попотели при лавировке мы изрядно. Недаром наша команда на этом этапе по времени заняла 3 место. А мы со Светой и на этом водном этапе обошли наших ребят. Мелочь, а приятно!

12-метровое лазанье по крупноячеистой сетке вдоль опоры моста наверх не задержало нас надолго. И, вот они, последние 2,5 км асфальтовой дороги до финиша. Первый день закончился, и мы пятые.

А завтра…

11 июля, второй день соревнований

«Вчера пил с русскими, чуть не умер.Сегодня с русскими опохмелялся.Лучше бы я умер вчера».

Из дневника иностранца.

Первым этапом была 18-километровая трасса по асфальтированному серпантину. Набор высоты по вертикали 500 метров. На всю команду дают всего два велика – «выкручивайтесь, ребята как хотите». Ну, мы и выкручивались.

Следующий этап – бег 2 км до каньона по шоссе. Спуск, и 8 км по каньону вверх, до очередного, технического этапа. Здесь у нас судьи проверили горное снаряжение, и лишь затем дали отсечку времени и запустили в «зону ожидания». Здесь нам довелось насмотреться на ломки спортсменов – мышцы сводило у народа, только шум стоял. Работники «скорой помощи» бегали от одной команды к другой. Да, зрелище не из приятных.

Короткий отдых, и вперёд! А точнее вниз. 120 метров свободного спуска, да не просто спуска, а в параллельной связке! Оставляем судьям внизу наши брезентовые верхонки, и со словами: «It is present!» уходим на следующий этап – 28-километровый кросс с выходом из каньона, и набором высоты 1600 метров. Как подъём на Пидан, только всё в ускоренном темпе.

Уже при самом выходе из каньона увидели лежащего поперёк тропы китайца. Бедолага неподрасчитал своих сил, и теперь показывал нам, что очень хочет есть. Но мы ничем не могли помочь, — кроме бутылочки питьевой воды 0,5 л, у нас ничего не было.

И вот до финиша осталось, как гласил поворотный плакат, 2 км. Последние минуты гонок, финиш, фотографирующий нас Саша Солдатов, краткая, торжественная речь Красного: «Я рад, что сегодня умирал вместе с вами…», лёгкое чувство тошноты, вызванное тёплой питьевой водой и ощущение финиша. Всё. Мы сделали от нас зависящее, прошли сегодня 56-километровую трассу, и у нас по сумме двух дней 8 место среди 22 команд. Теперь можно валяться на травке, пожёвывая бананы или похрустывая яблочком. Наверное, это было бы логическим завершением соревнований для нас. Но «где немцу смерть, там русскому раздолье»…

Та Кун Лу дал мне пас на опережение защитника и мяч вкатился в ворота соперников. Это произошло на 11 минуте после финиша нашей команды. Таким образом мы с Володей поставили точку в этих соревнованиях. Вечером, конечно, была торжественная часть, цветы, поздравления, дипломы… Но всё происходящее ПОСЛЕ было как будто нереально, а наша настоящая жизнь продолжалась ещё ТАМ…

Later one year, или вперёд в прошлое.

Плохому танцору всегда тапочки жмут.

Не акцентируя чересчур своё внимание на вышерасположенном эпиграфе, попробую всё-таки проследить те моменты-кубики, из которых складывалась лесенка, ведущая команду к победе на гонках.

И, самое главное, круглогодичная подготовка к соревнованиям.

  1. Велосипеды, которые нам предоставили для участия в соревнованиях, ну уж очень низкие и маленькие. А выбора у нас не было.
  2. То же самое можно сказать и о двухместных лодочках. Китайцы спокойно размещались по бортам, в то время как нашим двойкам приходилось садиться на нос и корму. КПД от этого заметно снижалось.
  3. Климатические условия во время соревнований были расположены далеко не в нашу пользу. Влажные тропики, однако, сэр. Как–никак 29° с.ш., 30° выше нуля и плюс 100% влажность. Наши лёгкие в этом режиме работали как кузнечные меха.
  4. На второй день, за 3 минуты до старта, к нам подошёл представитель оргкомитета и  сообщил об изменениях этапов соревнований: убрали каньонинг – лазание по водопадам, и рафтинг 10 км в пещере «Фуронг». И убрали как раз те этапы, прохождение которых увеличивало наши шансы на победу. А вместо удалённых этапов увеличили длину кросса, в чём были сильнее нас многие наши соперники. В частности, команда Гонконга.
  5. Перекусы на пунктах питания – это особая тема. Бананы были жестковаты, от соевого шоколада просто–напросто тошнило, булочки не лезли в рот. И лишь яблоки ублажали наших селитёров. На следующие соревнования необходимо приехать со своими перекусами: шоколадом, конфетами и другими энерджайзерами российского производства.
  6. И, чего греха таить, скольким командам удалось проехать мимо нас в микриках с тонированными стёклами? Одного, уж чересчур молодого и наглого, в форме участника соревнований, выглядывающего из микрика сам видел.

P.S. И, в завершение этих непутёвых заметок, хочется рассказать про свои впечатления о стране, в которой проводились горные экстремальные гонки.

 Поднебесная – status quo

Бежит, бежит водичка из тучки на косичкуПлескается в животике чайВ жару и в непогоду, в любое время годаМы ходим собирать урожай.

«Дюна» как в воду глядела ещё 15 лет назад, распевая свою песенку «Корефана». Да, китайцы трудолюбивый народ, у них этого не отнять. Пробегая дистанцию по крутым горным серпантинам, мы не переставали удивляться трудолюбию китайцев. Рисовые чеки и посадки кукурузы на склонах до 400 – это впечатляет. Причём почти все сельскохозяйственные террасы подпираются стенками, выложенными из природного камня. Кроме трудолюбия китайцев сразу же подмечаешь монументальность и основательность их работы. На протяжении всего времени пребывания в Поднебесной, страна виделась нам как одна гигантская стройка: возводят небоскрёбы, промышленные предприятия и гостиницы, строят отводные каналы, мосты и дороги.

Особенно заметно гигантское тудолюбие китайцев в горной провинции Чунчин ши – крае мостов и тоннелей. Здесь влажный тропический климат, постоянно пасущиеся ливни, частенько заходящие в гости тайфуны. Ну, точно наше Приморье. Разница только в ответственности руководителей.

Придорожные арыки и водосливы – обязательный атрибут любой транспортной магистрали. А то после парочки небольших дождей можно остаться и без путей сообщения. Крутые склоны (почти до 900) по возможности бетонируются во избежании селей и оползней. Придорожные полосы засаживаются деревьями. При подъезде к Чунчину мы увидели лесозащитную полосу из молоденьких пальм, теряющуюся в перспективе. Причём верхушка каждого дерева была заботливо укутана сеточкой. Кусты роз, высаженные вдоль дорог, тоже нередкое явление в Китае. А на одной из автобусных остановок в Бэйджине мы увидели 7 тисов. Живых и здоровых!

0_7f81a_bbe7438d_XL

Welcome to the People’s Republic of China!

P.P.S. «Никакой язык не труден для человека, если он ему нужен. Я как-то ухитрился понять даже приказ улетучиться, произнесённый на классическом китайском языке и подтверждённый дулом мушкета».

Высказывание Билли Кьоу О’Генри «Короли и капуста»
Эта запись опубликована в рубрике Мультигонки.