Акишма 2004

Герой в отставке – глупость не меньшая, чем те безработные короли,
которыми забита вся Европа.
Герой в отставке – сначала он становится занудой, а потом – лодырем.
Мужчине необходимо оттачивать свое мастерство, о чем хорошо известно женам поумнее.

 «Дорога Славы» Роберт Хайнлайн

Сборы любой экспедиции, любого похода мало чем отличаются друг от друга. Подготовка определяется только уровнем и масштабом. Работа, семья, учеба, утряски, просьбы, досрочная сдача экзаменов, и вот уже Акишма становится все ближе и реальнее. Даже пощупать можно, правда пока не воду, а только заявочные документы. Хотя и маршрутная книжка не является 100% гарантом от непредвиденного случая. А он-то, этот случай и пощекотал нам нервишки в последние сутки перед отъездом. Попытку изменить ход событий предприняли синоптики, обещающие небывалые паводки в Хабаровском крае, а самому Хабаровску пророчили чуть ли не судьбу Венеции.

И вот тут-то у родителей нашей студенческой части группы что-то внутри екнуло. Дети хоть и взрослые, но своя, родная кровинушка. И пошли отказы: «А вдруг вы не успеете из-за сильного течения пристать к берегу и вас пронесет мимо Хабаровска, Комсомольска и Николаевска?». Шутки шутками, но пришлось применить все свое обаяние и авторитет, чтобы развеять нездоровый интерес к метеопрогнозу над рекой. И последнее «чадо» сомневающихся родителей вернулось в группу за 2 часа до отъезда на вокзал.

Кстати, о синоптиках. Обещанного суперпаводка мы так и не дождались, и первые 3 дня сплава шли по средней воде. Лишь на 4-ый день вода подскочила на 1,5 метра. Но это будет потом, а сейчас мы в темпе и в теплом классе с чистым полом вставляем надувашки в гондолы наших крейсеров, грузимся в микроавтобус и мчимся по вечернему городу в сторону вокзала. И даже сильный дождь, подмочивший наше снаряжение (но не нашу репутацию) не смог снизить планку настроения: «Мы едем загорать!». В то время, конец мая – начало июня, когда у жителей Владивостока ускоренным темпом вырастают жабры от постоянных дождей и мороси, мы будем загорать под континентальным солнышком.

В поездах ничего особенного не произошло. Ребята отдыхали и отсыпались, а Адмирал на полную катушку отрабатывал незыблемое правило группы: «С дураками, администрацией и милицией выясняет отношение только руководитель». «Что выпирает из упаковки? Нет, это не гранатометы, это трубы. Каркас для катамаранов. Нет, не педальных. Надувных…». Быстрее к речке, быстрее к солнцу! Правда подъехав к Акишме, мы не смогли сразу объять эти два природных объекта. Речку мы увидели только при свете вар «Урала» в 2 часа ночи. Ура, мы на месте! Высота над уровнем моря 945 метров.

Первые шесть дней сплава классическое постоянство в погоде – с утра ясно, во второй половине дня – дождь. Это сверху. А снизу перекаты и шиверы. Два с половиной дня экипажи притирались друг к другу, отрабатывая табаны, подтяги и заколы на относительно спокойной воде. На третий день после обеда эти знания начали применяться постоянно.

«Аполлон», «Разбойник» и «Апперкот» прошли технично и красиво. Не спеша, со страховкой и основательной фотосъемкой. До места ночевки и бани осталось 500 метров. И остался порог №57, состоящий из валов. Больших, но всего лишь валов. Экипаж начал проявлять нетерпение в предвкушении близкой стоянки.

…Мы так и не дождались 9 вала, остановка произошла на 4-ом, высота которого колебалась около отметки 3 метра. Когда «Касатка» (наш Кат-4) взобрался на самый гребень, и остались считанные доли секунд для того, чтобы перевалить пик, вал спульсировал. Сила пульсации была мощной – весь экипаж снесло за борт как чайников, первый раз севших на кат, и не имеющих представления о том, какой сторона весла нужно грести. Экипаж Кат-2, идущий параллельным курсом впоследствии сообщил об ощущение того, что четверка на полном ходу врезалась в бетонную стену. Да, видя такую картину Смок Белью спокойно мог бы сказать в сторону: «Чечако!».

Все разборки потом, а сейчас как у медиков АВС – работа по алгоритму. А – сам жив, весло в руках, экипаж бултыхается позади, «Касатка» на ровном киле идет рядом. В – залез на кат, оценил ситуацию. До «Слона» надо причалить к берегу, причем со всем экипажем. С – помог залезть Леше на судно, и мы вместе начали работать к берегу. Алеша выскочил с чалкой на берег, но катамаран (вот строптивое создание!) натянул ленту, и не успевшего запасть за камень чалящего красиво сдернуло в воду. Не прохождение порога, а ролик из жизни ковбоев дикого Запада!

Дубль номер два. Кратенько, но очень доходчиво, секунд за 10, объяснил болтающимся между гондолами членам нашего судна, что джакузи, которое нам устроит «Слон» мы запомним на всю оставшуюся жизнь, но навряд ли эти пузырьки понравятся самосплавщикам. Речь была встречена на ура, и с обалдевшим от впечатлений Саней мы зачалили судно там, где нам было надо. Все, расслабон. Ужин, блины со сгущенкой, баня.

Но в процессе бытовухи мы не забывали смотреть на палочки-отметки. Уровень воды довольно быстро повышался. Поэтому было принято решение с утра потрениро-ваться на пороге «Слон». В общем тренировка прошла успешно – бочка целиком и полностью «спрятала» Кат-4, предварительно перевернув «Касатку» вверх килем, а Кат-2 сделал все в своих силах, чтобы выловить всех «купающихся». Ради справедливости стоит упомянуть, что через пару дней Кат-4 сделал ответный жест вежливости – классически провел спасработы перевернутой на «Атлантах» двойки.

Итог: в конце мая на реках – притоках Буреи вода всегда выше среднего уровня за счет дождей и таяния снега. Клещей нет, мошки нет, ягод и грибов тоже нет. Рыба вот есть. И град со снегом периодически напоминает о прелестях нашей жизни. Например, в этом году, град нас «осчастливил» 31 мая в 30° жару, в 15 часов дня.

Эта запись опубликована в рубрике Водный.