Началось все с новостей по радио. Одним прекрасным апрельским ранним утром приятный женский голос сообщил, что река Бурея перекрыта в районе ГЭС и идет монтаж оборудования. В голове пронеслось: «Ого, красивая речка Тырма прикажет долго жить и будет затоплена!» Нужно ее ребятам показать, да и самому последний раз на неё взглянуть. Так и родилась идея этого сплава.
1. Сева рассматривает астрологический календарик шефа:
— С.П., мы когда выходим на реку?
— 23 мая.
— А у вас 23 мая неблагоприятный день.
2. Все тот же Сева:
— С.П., камера делала 2 раза попытки спрыгнуть на песок, но я ее поймал и положил на свой рюкзак.
3. Доехали до станции «Туюн», быстренько выгрузились, в положенную минуту стоянки по расписанию, прошли 100 метров до реки и началось… Сборка кат-4 «Касатка», часть 2. Ну, мы с Лёшей и употели! Не одну кружку чая загрузили в себя во время такого интеллектуального напряга. Однако катамаран собрали.
4. От вида прекрасных мест, творческого подъема и чистого воздуха, после первой же ночевки, шеф начал выражаться стихами:
«Глупых вопросов не задавать,
Спасжилеты и каски — надевать!»
А ведь было от чего получать удовольствие: журчащая спокойными мелодичными перекатами речка, непередаваемый пьянящий запах дальневосточной тайги, нежные, салатовые цвета молоденькой хвои, ярко-малиновые, только народившиеся шишечки лиственниц, насыщено-голубое, бездонное небо, белоснежно-пушистые башни-облака.
5. На стенах знаменитой талибджанской бани висит памятная записка в стиле «Тут были мы…» — «Рыбы нет, а есть так хочется». Внизу, уже другим почерком подписано: «А ловить пробовали?»
6. Первый день сплава по Тырме был просто перенасыщен событиями и впечатлениями — места красивейшие. (А вчера вечером, когда мы делали несколько ходок перетаскивали снаряжение от ж/д станции до речки, мы что-то не были озабочены окружающей красотой). Погода чудесная (солнце даже чересчур жгучее), ребята пообгарали. Но искупались только один раз из-за низкой температуры воды. Посмеялись над клещом, который запутался в «лесных дебрях», на груди шефа. Обратили внимание на копошащегося на левом берегу гималайского медведя. Чего не скажешь о внимании медведя к нам — его эмоции были равны нулю.
А следующее утро подарило нам сказку: покрывало-туман, медленно тая, постепенно давало дорогу солнечным лучам. Таким же прекрасным был и вечер, но это уже из другой серии красоты. Черная масса грозовой тучи, постоянно щетинившаяся молниями, так быстро накрыла нас, что мы едва успели выскочить с реки.
7. Стало нездоровой традицией терять шефа на каждом сплаве. В этот день мы прошли все семь ступеней порога «Солдатский перекат», причем последней была 2,5 метровая бочка. Адмирал дал разрешение молодежи освободиться от ремней, посмотрел, как ребята барахтаются в своих гидрашках и расхохотался от увиденной картины, да так, что вывалился за борт.
8. После выхода в Бурею наша скорость резко снизилась из-за сильного встречного ветра. Пришлось в спешном порядке искать «двигатель» — бревно с большим комлем. После весеннего половодья с подобным материалом проблем не встало. Высмотрев подходящее бревнышко на берегу, мы с помощью рычагов спихнули его в реку, привязались. И хоть медленными темпами, но все-таки на буксире продолжили движение.
К вечеру следующего дня мы достигли Бурейской ГЭС. Обнесли ее. Можете представить себе картину — ударная стройка, работа кипит и вдруг появляется группа туристов в гидрокостюмах, с рюкзаками, веслами, спасжилетами и «водным конём».
Пройдя на мост, соединяющий два берега, мы замерли в восхищении и волнующем трепете. Это было что-то! 5-6 метровый слив с гигантским обратным валом! Пороги Акишмы меркнут перед Бурейским порогом.
После ГЭС я решил провести ночной сплав, точнее ночное подруливание; о большем, после интенсивного ходового дня не могло быть и речи. Фарватер известен, небосвод хорошо освещает реку (за 4 часа ночного сплава мы включили фонарики только 3 раза), и в 1:30 мы начали наше движение.
Уже июнь, начало лета, а ночью-то прохладно! Час после начала сплава мы ещё как-то пролежали на сооружённом из досок настиле. Но только час. Затем мы начали отжиматься на кате. Это чтобы согреться. По берегам светились огоньки костров ночных рыбаков, мы же себе тепло костра на нашем судне позволить не могли. Уже ближе к 5 часам, мы пристали к какому-то малюсенькому островочку, на котором лежало бревно с огромным разлапистым комлем. Вот этот-то комель мы и решили превратить в наш обогреватель. А заодно поставили рядом котёл, наполненный водой. Чайку сделать для сугрева.
Подожжённый комель так ярко вспыхнул, таким жаром от него полыхнуло, что нам пришлось отойти подальше от нашего обогревателя. А котёл с 10 литрами воды закипел за считанные минуты, жар даже чуть ручку не сплавил на нашем «чайнике».
Пока мы погрелись, пока попили чайку, небо посветлело, стало голубеть, а окружающие речку сопки розоветь.
Вот так и закончилась в этот день для нас сказка. До обеда поработали вёслами под палящими лучами солнышка, у моста вышли на берег, промыли-разобрали-просушили судно, пообедали и на местном автобусе добрались до станции «Бурея» Трансибирской железной магистрали.