Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов устаньте на вершине.
И в долгу ночь глубок ваш будет сон.
А.С. Пушкин
На 2 года я вернулся учителем в школу. Один год отработал в 73-ей школе города Владивостока по-своему «дипломному» профилю – учителем географии. А 2022/23 учебный год в школе села Беневское учителем физкультуры и ОБЖ. О моих приключениях и классическом выборе «To be or not to be?» — разговор отдельный и долгий. Достаточно посмотреть хоть одно выступление в Думе Алексея Владимировича Савватеева о настоящем положении дел в российской школе. Поэтому выбор работать в школе или заниматься с детьми для меня не стоял. 1-го июня 2023-го года я уволился из школы и посвятил себя работе с детьми.
Для начала надо привести себя в порядок – почитать, отдохнуть, вспомнить родственников и друзей, вернуться к активной познавательной части, то есть продолжить изучать необъятные просторы нашей дальневосточной Родины. И, конечно же, раздать долги. Долги общения, встреч, тепла и внимания.
2-го сентября поезд Москва – Брест помчал меня к родственникам, некоторых я даже за последние 8 лет и в глаза не видел. И приятные и неожиданные моменты сопутствовали мне на протяжении всего моего сентябрьского путешествия. Первый возник при пересечении границы России и Белоруссии. Не включённая вовремя опция МТС «Забугорье» отрубила Интернет и сотовую связь на телефоне, что, соответственно, вывело все мессенджеры из строя. Поковырявшись полчаса в настройках своего андроида, и ничего не сделав по реанимации Интернета к жизни, я благополучно вздохнул – хоть отдохну от этой маленькой чёрненькой коробочки.
Следующий приятный момент. Буквально за несколько месяцев до моего приезда сюда, в Белоруссии ввели разрешение иностранцам на оплату покупок банковской картой «Мир». То есть, теперь не стоило заморачиваться поиском пунктов обмена валюты. Достаточно просто иметь банковскую карту.
И в продолжении финансовой темы. 8 лет назад, за один российский рубль давали 250 – 260 белорусских «зайчиков». Сейчас ситуация кардинально изменилась. За один белорусский рубль дают 38 российских рублей. «Anicha, anicha, anicha» — всё временно, всё меняется. А ещё в Белоруссии, три раза в год проходит индексация пенсии. Поэтому неудивительно, что белорусский народ поддерживает руководство своей страны.
Первая близкая встреча на белорусской земле у меня состоялась с городом Кобрин. Это небольшой городок, зелёный, тихий, с невысокими домами, имеющий 52000 жителей (по переписи 2023 года). Основные достопримечательности городка – дом-музей А.В.Суворова, городской парк, названный в честь него же, и, что меня несколько удивило, аквапарк (посещение 1 часа для взрослого стоит 400 российских рублей). Возвращаясь из музея А.В.Суворова, я не преминул поихтиандрить в аквапарке. Классное место для семейного общения!
Ну, а музей генералиссимуса Суворова давненько уже приглашал меня в гости. 🙂 Дождался. Пересказывать содержимое музея дело не совсем необходимое. У кого есть желание – можете посмотреть фотографии (архив). Да и Google-friend вам в помощь. Обращу ваше внимание только на одну деталь. Рассматривая фотографии, вы заметите на одной из них портрет Аркадия Александровича Суворова, сына Александра Васильевича. Аркадий в военной форме, с орденами. То есть сын генералиссимуса служит в российской армии. Вторая фотография, на которую я обратил внимание – портрет Константина Павловича, великого князя, сына русского царя Павла І. Константин Павлович являлся соратником А.В.Суворова и участником его боевых походов в Швейцарии и Италии в 1799 году. Без слов.
«Никакая стена не защитит лучше человеческой храбрости».
Алкей, поэт Древней Греции, 6 век до н. э.
Вторая остановка моего турне по Белоруссии – чудесный город Брест. Последний раз я посещал его 38 лет назад. Непорядок. Тем более, что за такую линию времени произошли глобальные изменения. Одним из таких изменений стало открытие 4 февраля 1989 года музея «Спасённые художественные ценности». Экспозиция собрана благодаря работе белорусских таможенников, которые своей бдительностью пресекали деятельность контрабандистов по разворовыванию народных ценностей.
Что это за ценности? Драгоценные украшения и холодное оружие народов Кавказа, древние российские иконы, полотна российских художников, в том числе картины и этюды Врубеля и Айвазовского.
Осмотр 11-ти залов музея занял у меня не более часа. Направляясь за своим рюкзачком в гардероб, я обдумывал где бы мне посидеть и спокойно попить чайку? Навстречу мне повстречалась экскурсовод, поинтересовавшаяся моими впечатлениями о музее. Подходящий момент, чтобы узнать о ближайшем хорошем кафе. Но сначала я ответил, что не являюсь специалистом в иконописи, однако картинами Врубеля и Айвазовского очарован. Ответ, который по-другому, как волшебный не назовёшь – а не хотите ли продолжить беседу о Врубеле и Айвазовском за чашечкой чая?
Нас было трое. Экскурсовод Наташа, реставратор Игорь и я. И час потрясающего общения за чаем.
Кто сказал, что мы не волшебники?
А от музея до Брестской крепости 20 минут спокойного хода.
Первое знакомство с Брестской крепостью у меня произошло ещё в 5 классе, через книгу Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость». Поразила отвага защитников, которые с голыми руками бросались на врагов, чтобы захватить оружие. И борьба… Борьба до последнего.
Затем, прочитанный на одном дыхание, роман Бориса Львовича Васильева «В списках не значился». Затем белорусский фильм «Я – русский солдат!» по этой книге. И вот, новый фильм, вышедший на экраны страны в 2010 году – «Брестская крепость».
Пересказывать экспозицию мемориала не считаю нужным. Да и заниматься пересказом событий того, далёкого июня 1941 года, незачем. В композиции музея особое внимание у меня было к документальным фотографиям, биографии Петра Михайловича Гаврилова и творчеству Сергея Сергеевича Смирнова. Сергей Сергеевич в своей книге собрал огромный материал о людях, которые защищали родную землю до последней капли живой силы в теле.
Оставшись один и будучи тяжело раненным, Пётр Михайлович Гаврилов, 23 июля попал в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича:
«…пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев».
— Смирнов С. С. Брестская крепость, 1965
Очень зацепила фотография «И в жизни, и в смерти вместе». Эта фотография в музее безымянная. Просто название сразу и полностью появилось у меня перед глазами.
Ещё один небольшой штрих посещения музея обороны крепости. На кассе входа не работал аппарат оплаты банковскими картами. Телефон же, лишённый связи и Интернета, работал у меня только как фотоаппарат. Как выйти из этого положения? По-человечески. Девушка написала номер телефона, по которому мне надо перевести 8 BYN, и пропустила в музей.
С любовью, благодарностью и уважением,
Сергей Петрович.