Сплав по реке Сучан (Партизанская) 1997

Итак, садитесь поудобней, и слушайте…

…как мы открыли водный сезон 1997 года.

Раннее — раннее утро 12 апреля, 4.20. В большой комнате нашей квартиры включается свет. Никто из одиннадцати человек даже не шелохнулся. «Ребята, доброе утро, подъем!» Голос руководителя вообще не сахар, а в такую рань и подавно. Однако, тем не менее, чересчур медлить нельзя. «Ребята, перекус! Перемещаемся на кухню!» Голос Димки: «Сергей Петрович, дайте им провода, пускай перекусывают». Некоторые спросонья не оценили эту шутку: «А какие провода?»

К походу мы подготовились капитально, классически. А на классический сплав надо брать зонтик, сапоги, плавки и шубу. Зонтик — от дождя, сапоги — для переноса плота через перекаты, плавки — для купания, шубу — от снега и холода. Для нас последнее особенно актуально, с утра пораньше «Радио VBC» обещало по приморскому краю снег.

Поход начался многообещающе, — вагоновожатая нашла какую-то неисправность, и мы от Луговой до железнодорожного вокзала промчались быстро (не притормаживая ни на одной из 7 остановок). На конечной остановке оперативность водителя трамвая не иссякла. Наша группа еще не успела полностью выйти из вагона, как створки дверей сомкнулись, четыре человека остались внутри трамвая.

Дальше сценарий разворачивался по следующей схеме. Трамвай, набирая скорость, стал удаляться от никак не успевших среагировать школьников. Впоследствии мы узнали, что те, кто находился внутри вагона, пытались найти стоп-кран, но безуспешно, так как последнего не оказалось на месте.

Мне никогда не приходилось так быстро бегать. И вдобавок, так рано заниматься зарядкой — ведь часовая стрелка еще не достигла цифры шесть. Со стороны, наверно, это выглядело смешно: быстро идущий трамвай и бородатый мужик, бегущий рядом и ладонью левой руки выбивающий дробь по лобовому стеклу.

Трамвай удалось остановить только через метров 100 после начала переговоров — кондуктор объясняла мне через стекло, что посадки нет. Я ей кричал, что во втором вагоне остались ребята. Лишь после того, как мне удалось изобразить на лице выражение готовности на все, даже на подрыв рельс, кондуктор поняла, что мне нужно что-то другое, а не посадка в вагон.

Когда вся группа снова собралась вместе, мне пришлось напомнить ребятам, что нам надо добираться до реки еще на двух электричках, и проблема нашей оперативной погрузки- выгрузки стоит очень актуально. И что простые смертные люди пока не в состоянии развивать скорость 60 км/ч и тягаться наперегонки с электричкой. У нас все-таки сплав, а не скоростной марафон.

Краткая, но эффективная речь, подкрепленная наглядным и свежайшим примером, возымела свое действие, и мы без проблем добрались до места, откуда начинался наш сплав.

Первым делом мы принесли жертву, чтобы задобрить водяного реки — бросили руководителя в «плюсовую воду» (температура воды была +2).

Хотя еще ни одного сильного дождя в этом году не наблюдалось, воды было много. И для нас это удача, тем более что сплавлялись так рано мы первый раз. О ранней весне нам напоминали льдины и льдинки, постоянно сопровождающие нас на всем пути следования. Первое время наш плот дружно затягивал «А ты такой холодный, как айсберг в океане…», но потом мы решили не делать эту песню гимном нашего сплава.

Еще одним «весенним» фактором является, к сожалению, не радостный клич «Грачи прилетели!», запомнившийся нам с раннего детства, а дым, едкий и густой дым, сопровождающий опустошительное рукотворное «человеческое произведение» — пал. Сопки горели, выделяя едкий тяжелый дым, который временами уменьшал видимость на реке до 50 метров.

А со второй половины дня мы полностью вкусили все прелести активной горно-долинной воздушной циркуляции. Иной раз гребцы по 5 минут безуспешно напрягали все свои мышцы, а плот оставался на месте. Пришлось бросать в воду плавучий якорь, и наша скорость продвижения «резко возросла» до 2-3 км/час (Плавучий якорь скроен из капрона в форме полусферы, как парашют, и имеет площадь 1 м2). Периодически ветер стихал, и мы дружно налегали на весла.

А под занавес дневной ходки, караван с криками и гиканьем прошел порог с метровыми валами. Для новичков (8 человек из 12) это событие не прошло даром, и вечером состоялось посвящение в водники с обязательным абрикосовым соком, чаепитием, печеньем, пряниками, конфетами, блинчиками со сгущенкой, и грандиозным ночным костром на берегу реки.

Не обошлось без приколюшек «от дежурных».

Дежурная Таня не удосужилась дорезать лук, и пол-луковицы свалились в кашу. После того, как обнаружили очередные недорезанные пол-луковицы, дежурный Дима категорически заявил: «Девчонки совсем не думают что ли? Второй раз целые пол-луковицы бросили в кашу. А если я не открытую банку тушенки брошу?»

Апофеозом торжественной части вечера были, конечно, три Димы: старший, средний и младший (названных так для опознавательных целей), уместившихся в одной спарке. Перед отходом на боковую, Дима-старший разминал Диму-младшего — делал массаж тазобедренного носового сустава и коленной чашерупки. А на стоны и крики младшего, старший радостно восклицал: «Сергей Петрович, смотрите, ему массаж нравится».

Уже полусонные с пожеланиями добрых сновидений, мы вспомнили, что кто-то из школьников, когда-то произнес: «Чихуахуа — это когда носки пахнут». Но подавляющее большинство ребят этого высказывания уже не слышало.

Следующий день, по количеству впечатлений ничем не уступал предыдущему. Пройдя все водные препятствия, мы остановились на обширном галечном плесе, где защита от клещей нам гарантирована полностью. Дежурные соорудили костер и занялись обедом, остальные стали просушивать вещи и ПСН’ы (плоты спасательные надувные), а руководитель отправился на разведку.

Десятиминутное обследование местности радужных известий не принесло — мы оказались на острове. Правда, нашлось одно место перехода — двухметровый неглубокий перекат, вселивший в меня определенную дозу оптимизма. Хотя это небольшое, но существенное препятствие оказалось далеко не единственным.

До прибытия электрички осталось 5 минут, до станции, напрямую, 200 метров. Вопрос: «За какое время может преодолеть группа туристов в 12 человек это расстояние?» Ответ: «За 5 минут», т.к. в условии не указаны еще 2 препятствия — полутораметровая протока почти перед самыми железнодорожными путями и состав с лесом, загораживающий нужный нам путь. Через первое препятствие ребят пришлось срочно переносить, а второе мы обошли. И уже когда поднимались на виадук, услышали по громкоговорителю голос дежурной: «Электропоезд из Находки, следующий до станции Владивосток, прибывает на 3 путь». Ух, успели!

Но у этой истории есть и продолжение. В электричке мы встретили знакомую группу туристов, возвращающихся домой после восхождения на сопку 1229 м. Кроме двух гитар на 8 человек, у них, в синем рюкзаке еще находился … что бы вы думали? Отгадайте с трех раз! Раз, два, три — баян! Веселые ребята, туристы! К звуку гитары в электричке привыкли, чего не скажешь о звуках, издаваемых баяном.

Эта запись опубликована в рубрике По проектам "тигрят".