«…Размер шага левой и правой ног различен. Хоть и кажется человеку, что он идет абсолютно прямо, на самом деле он нередко описывает в правую сторону плавную дугу, переходящую в замкнутый круг. Человек будет все больше отклоняться от заданного курса и, постепенно замкнув круг, выйдет на собственные следы».
Андрей Ильичев «Популярная энциклопедия выживания»
«Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги…»
Слова популярной песни
В Приморье немало своеобразных, неповторимых уголков, отличающихся от других своим микроклиматом, растительными видами или животным миром. Такое своеобразие присуще и Шкотовскому плато. Средняя высота холмистого Шкотовского плато около 500 м, а отдельные точки его имеют отметки 800-900 м над уровнем моря.
Геология утверждает, что эта территория сформирована былой вулканической деятельностью. Со временем здесь возникла гидросеть, плато прорезали ущелья, на границе твердых и мягких пород образовались водопады. Их здесь пять. Различные по высоте и ландшафтному окружению они привлекают своей красотой в любое время года.
Подразделяются эти пять водопадов на 2 группы — в одной — 2, в другой — 3. И разделяют эти группы расстояние всего в 12-13 км. Но каких километров! Сложная орография, сильно пересеченная местность, верховые болота, постоянные броды через речки… В межсезонье (осенние каникулы), особенно после сильных дождей, очень трудно «охватить» все водопады плато. Пример тому — прошлый год, когда мне довелось быть во время осенних каникул на семинаре, и несколько «тигрят» присоединились к другой группе. Так вот, группа нарезала геометрические фигуры разной формы, но расстояние от одних водопадов до других так и не преодолела.
Какие трудности ребята преодолели и какие чувства испытали — тайна, покрытая мраком. Но когда я предложил Филу (участнику прошлогоднего похода) повторить маршрут, он воскликнул: «О! Шкотовское плато!» Затем взгляд его потух, глаза уставились в одну точку, и он медленно произнес: «Хорошо, я подумаю». (Несколько дней душевной борьбы закончились тем, что вера в мои организаторские способности переборола сомнения, и Фил пошел в поход).
Но перед началом похода была ночь ужастиков — «Halloween», Канун Дня Всех Святых. Ребята даже попытались напугать сторожа: размахивая светящимися в темноте тыквами, в костюмах, которые довели бы до столбняка любого прохожего, «тигрята» с криками и завываниями предстали перед очами сторожа. Ответ не заставил себя ждать: «Молодцы, ребята! Здорово придумали!» Хуже реакции нельзя было придумать. Вся «нечисть», как побитая, понуро поплелась в спортзал.
А на следующий день…
Наш автобус был похож на передвижной спальный салон. Кто с чем, на где, на ком-чем, руки-ноги… Поход начался.
За 8 дней наших странствий лишь один день порадовал стабильной, ясной, солнечной погодой. И этот день был самым первым. Все остальное время напоминало о запланированной программе «Школа выживания» — дождь, снег, дождь, мороз, снег, дождь, мороз, дождь, снег. То есть, «джентльменский набор» межсезонья. Но группа уже пообтесалась и привыкла к нашей нормальной, беспокойной скаутской жизни, и вдобавок снаряжение было добротное. Поэтому мы не замерзли и не заблудились. Посмотрели все 5 шкотовских водопада, освежили в памяти походные кулинарные рецепты, попрактиковались в медицине (Димка поскользнулся на льду и ушиб руку. А Шурик и Фил быстро и профессионально наложили повязку Дезо с шинами-деревяшечкоми).
К сожалению, не полностью была выполнена программа по ориентированию, так как у одного из двух имеющихся в наличии компасов «поехала крыша», т.е. стрелка как сумасшедшая гоняла по кругу. Мне так и не удалось вспомнить, где же компас мог размагнититься? Пришлось его сжечь, хотя он был нам дорог. «Уссурийским тигрятам» этот компас подарили в мае 1993 года Тони и Барбара Бут.
Зато второй компас (наш, российский!) не подкачал и добросовестно выполнил свое предназначение в течение 3 часов точно выдерживал заданный азимут при проходе группы через сложнейший рельеф темно-хвойной тайги.
А оставаться Людьми (с большой буквы) в таких сложных условиях, а не сворой грызущихся эгоистов помогал наш скаутский дух.
1. Девушка сидит с закрытыми глазами.
— Настя, медитируешь?
— Нет, я сплю.
2. В палатке, во время беседы возник спор. А начался он с высказывания Игоря: «В Средней Азии во время праздников женщин не допускают на кухню». Тут Настя высказала свою точку зрения о том, что женщины готовят лучше мужчин, и что давно пора переходить на матриархат. Фил тут же подал свою реплику: «И что, у нас теперь будет не отчество, а матчество?» И повернувшись к руководителю произнес: «Сергей Тамарович, давайте проведем конкурс по кулинарному искусству между слабой и прекрасной половиной человечества».
3. Шеф дежурному:
— Фил, посмотри, кипит или нет вода в котелке?
Дима (второй дежурный):
— Уже несколько раз кипит.
4. Высказывание дежурного Фила о костре:
— С.П., закипит и выключить комфорку?
5. 5 ноября у нас стоит «красным днем календаря».
Дежурные — адская смесь, — то, что никоим образом нельзя было совмещать вместе — Борисенок и Настя Лобенская. Правда, они преподнесли на этот раз не кулинарный, а другой сюрприз — с 6 до 7 утра так и не смогли разжечь костер для приготовления завтрака.
В этот же день нам пришлось идти через огромные лужи, по грязи. Почти все подмочили свои ноги. Самое интересное началось на привале — при команде «Переобуться в сухую обувь», четыре человека достали из своих рюкзаков сменку — резиновые сапоги. А шеф стоял рядом, поглаживая себя по груди и повторял слова одного из героев фильма «Ирония судьбы…»: «Спокойно, Ипполит, спокойно».
6. Уже находясь в электричке, которая везла нас домой, мы расслабились и начали играть в «убийцу». Во время одного из конов шефа запинали и защипали с разных сторон. Игра закончилась, и руководитель в нескольких словах, ярко и красочно рассказал о корректности поведения в обществе. Голос рецензента: «С.П., вы нарасхват, все вас пошкрябать хотят».
Электричка пересекла городскую границу, и теперь приближается к центру города. А у нас развернулись творческие дебаты. И как вы думаете, о чем? О программе зимнего лагеря «Любовь к жизни!»